Ежегодно это произведение осматривает более 8 млн. посетителей. Оно фигурирует во множестве приключенческих романов, научных статей, критических эссе и научных исследований. Красота полотна не померкла и за более чем 500 лет, прошедших со дня его создания. Всё это – описание картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». А прочитав нашу статью, Вы узнаете наиболее интересные факты и малоизвестные сведения о великолепной работе!

Леонардо да Винчи был очень привязан к своему шедевру. В его «Трактате о живописи» и других заметках есть множество упоминаний об особенностях полотна. Например, мастерская, в которой создавалась картина, была оборудована специальными подвижными столами, а окна устроили таким образом, чтобы свет становился мягким и рассеянным.

Именно это позволило живописцу передать тончайшую игру теней и оттенков на портрете (подобный приём называется «сфумато»). Он оживил пейзаж, а ещё позволил воспроизвести чувства и настроение модели. Однако такая техника чрезвычайно трудоёмка – нанеся всего несколько штрихов, мастер откладывал работу на довольно долгое время, давая краскам просохнуть. В ХХ ст. исследователи выяснили, что толщина некоторых мазков не превышает 30 микрометров, а на всём полотне нет ни единого отпечатка пальцев либо следа от кисти.

Тот, кто нарисовал картину, знал толк и в анатомии. Как известно, Леонардо вскрывал трупы, невзирая на то, что в XVI ст. подобное занятие было под строжайшим запретом. Но благодаря полученным данным он сумел сделать фигуру женщины более реалистичной.

Первое описание картины «Джоконда» было оставлено Джорджо Вазари. Вот как отзывался о полотне этот писатель и художник: «Леонардо подрядился изготовить для Франческо Джокондо портрет его супруги, Лизы Герардини, и трудился над работой почти 4 года, но всё же оставил её незавершённой. В это время перед женщиной выступали шуты, певцы, игроки на лире, удаляя меланхолию и поддерживая веселье. Именно поэтому улыбка её так приятна, а глазам свойственен блеск и влажность, какие обычно есть у живого человека». На основании этих слов шедевр, созданный великим живописцем в 1503-1506 гг., и обрёл своё название.

Однако сейчас эта теория подвергается сомнениям, ведь родившийся в 1511 г. Вазари не мог видеть процесс создания полотна и писал о нём «с чужих слов». Так, красавица на картине скрывает голову под вдовьей траурной вуалью – а между тем богатый флорентийский торговец Франческо Джокондо прожил 79 лет. Кроме того, портрет так и не стал собственностью семьи Джокондо – Леонардо да Винчи постоянно держал его у себя. Даже уезжая из Милана в 1516 г., он не смог расстаться с шедевром. А позже, когда французский король Франциск I предложил за это произведение 4 тысячи золотых экю – колоссальные деньги в ту эпоху – мастер тоже ответил ему отказом.

В 1925 г. исследователь-искусствовед Вентури выдвинул теорию, что на полотне запечатлена герцогиня Констанца из семьи д’Аваллос. Она была подругой самого Джулиано Медичи – соправителя Флорентийской республики. Эта гипотеза основывается на записях секретаря, сопровождавшего кардинала Луиджи д’Арагону во время его визита к художнику. Помощник утверждает, что «картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» была создана с натуры по заказу брата Лоренцо Великолепного». Подобную теорию подтверждает и Энео Ирпино, который воспел женщину в своей поэме.

А в 1957 г. итальянский учёный Карло Педретти заявил, что живописец нарисовал Пачифику Брандано – мать римского кардинала Ипполито и ещё одну любовницу Джулиано Медичи. Согласно этой версии, мужчина заказал портрет для своего внебрачного сына, чтобы дать ему возможность увидеть мать (к тому времени она уже умерла, так что мастер запечатлевал идеализированный образ).

Одна из наиболее знаменитых загадок портрета – это, бесспорно, выражение лица модели. Эфемерная, ускользающая улыбка присутствует во многих работах живописца, но в «Джоконде» она воссоздана просто идеально. Первым её воспел писатель эпохи Романтизма Т. Готье: «Сфинкс красоты, который так загадочно смотрит с картины Леонардо… опасно поддаться его обаянию, обещающему неизвестные наслаждения, но при этом божественно ироничному». Подобные слова принесли произведению всемирную славу. Его изучали историки, искусствоведы и даже психологи – в частности, З. Фрейд утверждал, что «Мона Лиза» является «совершеннейшим изображением антагонизма, который управляет любовной жизнью женщины… контрастом сдержанности и обольщения, жертвенной нежности и безоглядной чувственности, безграничной любви и зловещей угрозы».

Интересуются улыбкой Джоконды и медики. Так, отоларинголог К. Адур (Окленд, США) уверен, что подобное выражение лица обычно свойственно людям с параличом лицевого нерва. А Дж. Борковски считает, что модель потеряла много зубов – на увеличенных снимках полотна он обнаружил шрамы вокруг её рта.

Кроме того, улыбку женщины можно рассмотреть лишь под определённым углом. Нейрофизиолог М. Ливингстон объяснила причины подобного явления. По её мнению, тот, кто написал картину, в процессе работы не смотрел на рот натурщицы. Поэтому воспринять такое выражение можно лишь с помощью периферического, менее отчётливого зрения – а стоит сфокусировать внимание на губах красавицы, и оно тут же ускользнёт.

Вероятно, это произведение – самая знаменитая картина во всём мире. Ею любовались мадам де Ментенон, Людовик ХIII, Наполеон. Художники неоднократно пытались создать достоверную копию портрета, а Жан-Огюст Энгр, Камиль Коро и Жак-Луи Давид называли его «своей музой». В XIX ст. в Лувр начали приходить письма, адресованные «Моне Лизе». В них люди… признавались в любви к полотну!

Однако такая известность повлекла за собой и неприятности. 21 августа 1911 г. мир сотрясло известие об утрате «Джоконды». Полиция немедленно ринулась на поиски уникального произведения, выдвигая самые разные версии. Так, одна из них гласила, что шедевр сжёг неловкий фотограф, снимавший его с помощью магниевой вспышки. Подозрения пали и на более знаменитых людей – например, на поэта Гийома Аполлинера и Пабло Пикассо.

Наконец, через два года полотно нашли. Поспособствовал этому сам похититель – итальянский зеркальщик Винченцо Перуджа, ранее трудившийся в Лувре. Он предложил купить картину начальнику галереи Уффици (Флоренция). Вор утверждал, что всего лишь хотел вернуть шедевр на его историческую родину.

Обретение портрета стало всемирной сенсацией. Экскурсанты, посещавшие музей, желали видеть только «Джоконду». А вот интеллигенты, наоборот, восстали против такого поклонения – так, живописец-авангардист М. Дюшан даже опубликовал в журнале «Дада» шарж, на котором к полотну были пририсованы усы.

Сейчас зал Лувра, где находится картина «Мона Лиза», снабжён многочисленными экранами из пуленепробиваемого стекла. Они призваны оградить произведение Леонардо да Винчи от вандализма и контактов с окружающей средой.

Современники живописца неоднократно восхищались яркими, богатыми тонами его полотен. Однако годы не щадят никого – и «Мона Лиза» Леонардо да Винчи не стала исключением. Глядя на приглушенную, темноватую гамму изображения, сложно представить, что когда-то оно сияло насыщенными коричневыми, зелёными, золотистыми красками. Под воздействием света и воздуха окислились использованные в работе пигменты, лак и связующее вещество. Негативным изменениям поспособствовали и многочисленные реставрации, повредившие поверхность холста. А деревянные опоры, к которым он прикреплён, растрескались и перекосились.

Исправить это решил инженер и оптик Паскаль Котте (Франция), который изобрёл уникальную мультиспектральную фотокамеру. Его устройство позволяет получить детальные снимки разрешением более 240 мегапикселей во всех известных спектрах – от ультрафиолетового до инфракрасного. А чтобы качество изображения было безупречным, произведения искусства дополнительно сканировали ещё одним прибором.

Учёный фотографировал портрет Джоконды более трёх часов – специально для него картину извлекли из защитного бокса. Он создал 25 снимков, которые ещё два года обрабатывали специальными программами, сверяя полученные данные с историческими документами. И, наконец, в 2007 г. они были представлены на выставке «Гений да Винчи». Именно тогда посетители смогли оценить, насколько точно и тонко были подобраны тона картины – лазурное небо, чёткая линия гор на горизонте и яркая зелень древесных крон идеально оттеняют нежную кожу красавицы.

Кроме того, фотографии позволили выявить наброски и эскизы, которые были скрыты под более поздними слоями краски. В частности, на первой версии портрета девушка имела брови и ресницы, поддерживала наброшенное на голову покрывало, а её улыбка ещё не обрела характерной загадочной таинственности. А вот небольшого пятна в уголке глаза не было – вероятно, оно возникло вследствие попадания капель воды. Есть версия, что данное повреждение появилось в тот период, когда знаменитое произведение украшало… ванную комнату Наполеона!

Здесь приведены далеко не все сведения о картине «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Интересные факты о полотне можно перечислять очень долго – но, чтобы по-настоящему оценить его красоту и совершенство, необходимо взглянуть на шедевр вблизи. И сделать это Вам поможет интернет-магазин «Янтарь Полесья», предлагая портрет из натуральных солнечных самоцветов!

Получить скидку — 4%

Подпишитесь на наши новости

Спасибо!

Промокод на скидку отправлен Вам на e-mail

Предложение действует 10 дней

Извините!
Такой E-mail уже зарегистрирован в системе

Зарегистрировать другой E-mail

Отправка информации